Особенности гормонального метаболизма у мужчин с сахарным диабетом типа 2 и ишемической болезнью сердца

РезюмеОбследован 81 мужчина в возрасте от 40 до 65 лет с ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом типа 2 и их сочетанием. Выявлена выраженная гипотестостеронемия у больных всех групп и ее влияние на формирование инсулинорезистентности, атерогенной дислипидемии. У всех обследованных мужчин обнаружена выраженная инсулинорезистентность, которая сопровождается компенсаторной гиперинсулинемией, атерогенной дислипидемией. Во всех группах установлена гиперлептинемия, гиперрезистинемия и гипоадипонектинемия.

Ключевые слова:возрастной андрогенный дефицит, инсулинорезистентность, тестостерон, сахарный диабет типа 2, ишемическая болезнь сердца, ожирение, адипонектин, лептин, резистин

Эндокринология: новости, мнения, обучение. 2013. № 3. С. 69-73.

Введение

В настоящее время сахарный диабет типа 2 (СД 2) является одной из наиболее важных проблем здравоохранения. Основной причиной высокой инвалидизации и смертности этих больных является поражение сердечнососудистой системы. С возрастом у мужчин растет заболеваемость ишемической болезнью сердца (ИБС), развиваются функциональные изменения всей эндокринной системы, поэтому в большинстве случаев развитие СД 2 происходит одновременно со снижением секреции тестостерона [1]. Кроме того, в последнее время активно изучается взаимосвязь инсулинорезистентности, адипокинов и гормонально-метаболических показателей. Однако данные исследований по этому вопросу имеют неоднозначные результаты.

Цель исследования - оценить роль дефицита тестостерона в развитии инсулинорезистентности и его взаимосвязь с адипокинами у мужчин с СД 2 и ИБС.

Материал и методы

Обследован 81 мужчина в возрасте от 40 до 65 лет. Все обследованные были разделены на 3 группы. 1-ю группу составили 26 пациентов с СД 2, средний возраст которых 51,88±1,69 года. Во 2-ю группу вошли 27 больных СД 2 и ИБС, средний возраст - 56,56±1,11 года. 3-ю группу составили 28 пациентов с ИБС, средний возраст которых - 57,32±0,81 года. Контрольная группа состояла из 15 практически здоровых мужчин, средний возраст которых был 20,73 ±0,33 года.

Диагноз "сахарный диабет типа 2" ставился на основании критериев ВОЗ (2009) [2]. Диагноз "ишемическая болезнь сердца" был поставлен кардиологом на основании рекомендаций ВНОК (2009) [3]. Все больные СД на момент исследования находились на сахароснижающей таблетированной терапии.

В I подгруппу вошли 43 пациента с уровнем общего тестостерона менее 12 нмоль/л, свободного - менее 255 пмоль/л; во II подгруппу - 38 мужчин с концентрацией общего тестостерона более 12 нмоль/л, свободного - более 255 пмоль/л. Возраст обследованных в обеих подгруппах был одинаковым.

У всех обследованных определялись антропометрические показатели: рост, масса, окружность талии (ОТ), окружность бедер (ОБ), с дальнейшим расчетом индекса массы тела (ИМТ) и соотношения ОТ/ОБ.

Всем пациентам производился забор крови из локтевой вены утром натощак. Определение гликемии в плазме венозной крови проводилось глюкозооксидазным методом на биохимическом анализаторе "Screen Master Plus" (Hospitex diagnostic, Швейцария). Уровень иммунореактивного инсулина (ИРИ) исследовался методом иммуноферментного анализа на аппарате "AxSYM" (Abbot, США).

Инсулинорезистентность оценивалась по показателю HOMA-IR (ИРИ - гликемия натощак / 22,5). Уровни адипонектина, лептина и резистина в сыворотке крови исследовались методом иммуноферментного анализа на аппарате "Expert Plus" (Asys, Австрия). Показатели липидного спектра сыворотки крови (общий холестерин (ОХ), холестерин липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП), триглицериды (ТГ), холестерин липопротеинов высокой плотности (ХС ЛПВП)) определялись спектрофотометрическим методом на биохимическом анализаторе "Screen Master Plus" (Hospitex diagnostic, Швейцария). Уровни общего тестостерона, лютеинизирующего (ЛГ) и фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), пролактина определялись на автоматическом анализаторе "AхSYM" (Abbot, США) методом иммуноферментного анализа. Определение глобулина, связывающего половые гормоны (ГСПГ), производилось методом иммуноферментного анализа на микропланшетном анализаторе "Expert plus" (Asys, Австрия). Уровень свободного тестостерона определялся по формуле Вермюлена расчетным методом [4].

Для обработки полученных результатов использовались параметрические (метод Пирсона) и непараметрические методы статистического анализа (критерии Манна-Уитни, методы корреляционного анализа Спирмена). Для сравнения долей (частот) выполняли анализ таблиц сопряженности с оценкой уровня значимости по критерию χ 2 . Рассчитывались среднее арифметическое значение (M) и средняя ошибка среднего арифметического (±m). Критический уровень значимости (p) при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05. Математическая обработка результатов проводилась с использованием пакета программ SPSS 11.5 (SPSS Inc., США).

Результаты и их обсуждение

ИМТ у больных только с ИБС и только с СД 2 соответствовал избыточной массе тела; у пациентов с сочетанием же этих заболеваний выявлена I степень ожирения. У мужчин с СД 2 из 1-й и 2-й групп уровень гликемии закономерно был значимо выше содержания глюкозы контрольной группы (р<0,05) (табл. 1). И у пациентов с ИБС она также достоверно превышала контрольные величины (р<0,05), но не выходила за пределы нормальных.

У обследованных всех 3 групп значимо повышены значения НОМА-IR (р<0,05), максимальное повышение этого показателя отмечается при сочетании СД 2 и ИБС (см. табл. 1). У больных с ИБС и при ее сочетании с СД 2 достоверно повышен уровень инсулина (р<0,05). У мужчин с СД 2 содержание этого гормона было примерно таким же, но статистически значимо не отличалось от контроля (p>0,05) (см. табл. 1).

При анализе показателей липидного спектра у больных всех 3 групп выявлены однонаправленные изменения. У обследованных достоверно повышены уровни ОХ, триглицеридов, холестерина ЛПНП, снижено содержание холестерина ЛПВП (р<0,05). Это сопровождалось значимым повышением коэффициента атерогенности (КА) (р<0,05). Уровень общего тестостерона у пациентов всех 3 групп был достоверно понижен (p<0,05) (табл. 2). Уровень свободного тестостерона в группах практически не отличался (р>0,05) (табл. 2). Отсутствие снижения концентрации свободного тестостерона обусловлено снижением ГСПГ у данных больных (p<0,05). Уменьшение его концентрации у мужчин с СД 2, ИБС и их сочетанием вызвано, вероятно, наличием у них избыточной массы тела, ожирения и гиперинсулинемии. По данным В.Д. Маршалла (2000), и ожирение, и инсулин являются факторами, приводящими к снижению концентрации ГСПГ в плазме крови [5].

У пациентов с СД 2 и ИБС на фоне висцерального ожирения, инсулинорезистентности и сниженного уровня андрогенов установлены отрицательные корреляции между уровнем общего тестостерона и показателем инсулинорезистентности HOMA-IR (r= - 0,463; p=0,023) и инсулином (r= - 0,552; p=0,005). Данные взаимосвязи позволяют предположить, что в развитии инсулинорезистентности и гиперинсулинемии у мужчин с СД 2 и ИБС определенную роль играет гипотестостеронемия. У больных СД 2 и ИБС выявлена отрицательная корреляция тестостерона с триглицеридами (r= - 0,442; р=0,021) и положительная - с ХС ЛПВП (r=0,401; р=0,038), что совпадает с результатами некоторых исследований [6, 7]. Гипотестостеронемия является, по-видимому, одним из факторов развития атерогенной дислипидемии. На фоне снижения содержания общего тестостерона ЛГ имел лишь тенденцию к повышению (р>0,05), при этом ФСГ был значимо повышен относительно контроля у больных всех групп (p<0,05). Эти изменения свидетельствуют о частичном нарушении механизмов отрицательной связи у больных с СД 2 и ИБС. У пациентов всех групп были установлены достоверно сниженные концентрации адипонектина и повышенные уровни лептина и резистина относительно контроля (р<0,05) (табл. 3).

У больных СД 2 и ИБС была установлена достоверная отрицательная корреляция уровней резистина и общего тестостерона (r= - 0,684; p=0,002) и ГСПГ (r= - 0,786; p=0,021). Исходя из этого, можно предположить, что гипотестостеронемия у данных пациентов ведет к повышению уровня резистина.

При разделении больных по подгруппам в зависимости от содержания тестостерона, было установлено увеличение показателя HOMA-IR у пациентов с гипотестостеронемией относительно мужчин с нормальным уровнем андрогенов (р<0,05). В подгруппе больных с дефицитом андрогенов были обнаружены обратные взаимосвязи общего тестостерона с показателем HOMA-IR (r= - 0,326; p=0,043) и уровнем инсулина (r= - 0,325; p=0,043). Полученные результаты дают основание думать, что дефицит тестостерона у пациентов, страдающих СД 2, ИБС, а также их сочетанием, играет определенную роль в формировании у них инсулинорезистентности.

При анализе данных жирового обмена в зависимости от уровня тестостерона было установлено, что у больных со сниженным содержанием тестостерона концентрации ОХ, ХС ЛПНП, триглицеридов, КА более высокие, чем у лиц с нормальным его содержанием, но статистической значимости это повышение не достигло, за исключением триглицеридов (р<0,05).

Низкий уровень тестостерона по данным исследований последних лет является фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также смертности вследствие них [8]. Анализ частоты случаев инфаркта миокарда в нашем исследовании показал достоверное их увеличение в подгруппе больных с гипотестостеронемией по сравнению с подгруппой пациентов с нормальным андрогенным статусом (χ 2 =3,84; р<0,05).

Содержание адипонектина, лептина, резистина в обеих подгруппах было практически одинаковым (р>0,05). У пациентов с гипотестостеронемией выявлены отрицательные корреляции концентрации лептина со всеми фракциями тестостерона: с общей (r= - 0,392; p=0,015), свободной (r= - 0,463; p=0,003) и биодоступной (r= - 0,463; p=0,003).В работе A.M. Isidori и соавт. (1999) исследовались уровни лептина, инсулина и андрогенов у пожилых мужчин с ожирением [9]. Как и в нашем исследовании, отмечалось повышение уровней инсулина и лептина, снижение тестостерона, а также аналогичные взаимосвязи адипокина и общего тестостерона. Таким образом, можно считать, что лептин является одним из факторов, участвующим в снижении тестостерона.

Выводы

1. У пациентов с СД 2, ИБС и при их сочетании выявлены инсулинорезистентность и компенсаторная гиперинсулинемия. Наиболее выраженные изменения этих показателей установлены у больных СД 2 в сочетании с ИБС.

2. У пациентов с СД 2, ИБС и при их сочетании обнаружено повышение общего холестерина, триглицеридов, холестерина ЛПНП, снижением холестерина ЛПВП, что свидетельствует о развитии атерогенной дислипидемии.

3. У пациентов с СД 2, ИБС и их сочетанием установлено снижение общего тестостерона при неизмененном содержании свободного андрогена. Эти изменения сочетались с уменьшением концентрации глобулина, связывающего половые стероиды.

4. У больных СД 2, ИБС и их сочетанием выявлены гиперлептинемия, гиперрезистинемия и гипоадипонектинемия.

5. Дефицит тестостерона у больных с СД 2, ИБС влияет на развитие инсулинорезистентности и атерогенной дислипидемии.

Литература

1. Дедов И.И., Калинченко С.Ю. Возрастной андрогенный дефицит у мужчин. - М.: Практическая медицина, 2006. - С. 240.

2. Дедов И.И., Шестакова М.В. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. - 4-е изд., доп. - М., 2009. - С. 104.

3. Оганов Р.Г., Мамедов М.Н. Национальные клинические рекомендации Всероссийского научного общества кардиологов. - М.: Мед Экспо, 2009. - С. 392.

4. http://www.issam.ch/

5. Маршалл Дж. Клиническая биохимия. - 2-е изд. перераб. - М.: Binom, 2000. - 384 с.

6. Barud W., Palusinski R., Beltkowski J. et al. Inverse relationship between total testosterone and anti-oxidized low density lipoprotein antibody levels in ageing males // Atherosclerosis. - 2002. - Vol. 164(2). - P. 283-288.

7. Haffner S.M., Mykkanen L., Valdez R.A. et al. Relationship of sex hormones to lipids and lipoproteins in nondiabetic men // J. Clin. Endocrinol. Metab. - 1993. - Vol. 77(6). - P. 1610-1615.

8. Khaw K.T., Chir M.B., Dowsett M. et al. Endogenous testosterone and mortality due to all causes, cardiovascular disease, and cancer in men: European prospective investigation into cancer in Norfolk (EPIC-Norfolk) Prospective Population Study // Circulation. - 2007. - Vol. 116(23). - P. 2694-701.

9. Isidori A.M., Caprio M., Strollo F. et al. Leptin and androgens in male obesity: evidence for leptin contribution to reduced androgen levels // J. Clin. Endocrinol. Metab. - 2006. - Vol. 91. - Р. 843-835.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Александр Сергеевич Аметов
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии, заведующий сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема" ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)"
Вскрытие

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»