Сахарный диабет: нужны кардинальные перемены!

Сахарный диабет является наиболее острым вызовом всему мировому сообществу и приоритетом первого порядка национальных систем здравоохранения во всех странах мира.

По данным мировой статистики, каждые 5 секунд умирает 1 пациент с сахарным диабетом, а ежегодно от него погибают свыше 4,9 млн больных.

Необходимо особо отметить, что 20 декабря 2006 г. Организация Объединенных Наций приняла специальную резолюцию, в которой говорится: "В настоящее время сахарный диабет приобрел черты неинфекционной эпидемии и стал четвертым заболеванием, представляющим реальную угрозу для здоровья человека после туберкулеза, ВИЧ-инфекции и малярии".

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): "Сахарный диабет - это проблема всех возрастов и всех стран". Поэтому решение многих вопросов, связанных с этим заболеванием, во многих странах мира поставлено на федеральный, государственный уровень. Неслучайно 8 мая 1996 г. был опубликован Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина, в котором, в частности, говорится: "Гарантированно обеспечить реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации, болеющих сахарным диабетом, за счет средств федерального и территориального бюджетов".

В последнее время мы часто возвращаемся к масштабам проблемы сахарного диабета, называя ее первой неинфекционной эпидемией нашего времени. Сейчас, по данным Международной диабетической федерации (International Diabetes Federation, IDF), в мире насчитывается около 425 млн пациентов с сахарным диабетом! По данным ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России и проекта NATION, в России примерно 6 млн больных сахарным диабетом. Мы часто произносим со всех трибун этот показатель, забывая, однако, что данная категория населения является трудоспособной и обязана работать наравне со здоровыми людьми.

Исследование NATION, на данных которого мы основываемся, является лишь наблюдательным, необходимо провести полноценное эпидемиологическое исследование по проблеме сахарного диабета. Оно позволит получить достоверные данные, которые могут быть положены в основу формирования средств государственного бюджета для программы "Сахарный диабет".

В связи с тем что распространение сахарного диабета 2-го типа достигает эпидемических масштабов, в настоящее время есть реальная необходимость тщательно изучить факторы и механизмы, лежащие в основе развития этого заболевания.

На самом деле, рассуждая о том, что сахарный диабет 2-го типа молодеет, мы делаем стратегическую ошибку. Дело в том, что сахарный диабет 2-го типа начинается очень рано, а если говорить точнее - в утробе матери! В настоящее время накоплено много доказательств, свидетельствующих о том, что окружающая среда на ранних этапах жизни, особенно питание, играет важную роль в развитии и прогрессировании заболеваний. Различные пертурбации во время критического периода развития в самые ранние периоды жизни могут негативно влиять на развитие, организацию и рост ключевых тканей и органов. Плод полностью зависит от материнской поставки нутриентов, кислорода и эндокринных сигналов через адекватно функционирующую плаценту, для того чтобы развиваться и оптимально расти в соответствии с геномом. Эти события могут вызвать необратимые метаболические изменения структуры и функций органов с тяжелыми последствиями для здоровья в последующих, более поздних периодах жизни. В заданном контексте речь идет о развитии, а именно о метаболическом программировании нарушенной секреции инсулина.

Известно и признано, что сахарный диабет является тяжелым хроническим заболеванием; по мнению экспертов ВОЗ, служит великолепной моделью, иллюстрирующей отношение государства и общества к проблеме хронических заболеваний.

В этой связи следует особо отметить: несмотря на то что хронические заболевания не излечиваются полностью, важнейшая задача системы здравоохранения заключается в реализации возможности человека почувствовать себя более или менее здоровым.

Однако следует отметить, что в большинстве стран существующие системы здравоохранения ориентированы на лечение острых состояний, а доступ к ним лиц с хроническими болезнями и организация соответствующих служб зачастую затруднены.

В этой связи чрезвычайно актуально переориентировать существующую систему оказания медицинской помощи, положив в ее основу следующие принципы:

■ больные с хроническими заболеваниями должны наблюдаться в течение всей жизни, что фактически определяет долгосрочные перспективы в отношении исходов, ожиданий, осложнений и затрат;

■ хронические заболевания необходимо учитывать не только в системе оказания медицинской помощи, но и во всех сферах жизнедеятельности: в школе, на работе, дома, в отпуске и во время отдыха. Но поскольку система оказания медицинской помощи обладает научной базой, необходимой для лечения хронических болезней, она должна выполнять роль лидера по отношению к другим социальным системам в развитии и повышении эффективности лечения;

■ так как лечение хронических заболеваний является не столько задачей системы оказания медицинской помощи, сколько функцией повседневной жизни пациента и его семьи, усилия, прилагаемые системой здравоохранения, должны соответствовать культурным традициям той среды, в которой существует человек;

■ поскольку основные решения по лечению хронических заболеваний принимаются пациентом и его семьей, ответственность за процесс лечения и его последствия в основном ложится на них. В этой связи особенно важно подчеркнуть необходимость специального образования и поддержки в принятии решений со стороны медицинского персонала;

■ эффективное долгосрочное лечение хронических болезней требует сочетания разнообразных знаний и опыта, а следовательно, создания команды, которая может представить свой опыт и подготовлена для совместной работы. При этом пациент и его семья являются полноправными членами такой команды;

■ таким образом, разделение ответственности за эффект лечения и эффективность управления хроническим заболеванием между всеми членами команды диктует серьезную необходимость информирования и обучения пациентов в отношении всех аспектов их состояния, а также воздействия болезни на их жизнь;

■ пациент с хроническим заболеванием и его семья должны пройти курс обучения, которое включает процесс приобретения знаний, мотивацию и поддержку, развитие усилий, навыков и понятийной структуры, облегчающей непрерывное применение вновь приобретенных знаний.

В связи с вышеизложенным мы предлагаем следующее.

1. Разработать и внедрить комплексную национальную программу "Предиабет".

2. В перечень специальностей вернуть специальность "Диабетология". Разработка должностных и функциональных обязанностей врача-диабетолога, включая необходимость обучения пациентов с сахарным диабетом, предусмотрев изменения временных нормативов на прием пациента, а также, очевидно, пересмотр нормативов оплаты труда.

3. Полностью пересмотреть статус Национального регистра больных сахарным диабетом.

3.1. Национальный регистр больных сахарным диабетом должен представлять собой динамически функционирующую систему управления процессами, на основании которой будут определяться потребности гарантированного обеспечения больных сахарным диабетом лекарственными препаратами, средствами самоконтроля и самоуправления сахарным диабетом.

3.2. Полноценный регистр позволит Минздраву России формировать государственный заказ и на отечественное производство (объемы, сроки, цены), и на закупки по импорту. Причем данные государственного регистра должны быть направлены в Минздрав России либо в Минэкономразвития России.

3.3. Государственный регистр наряду с функциями управления должен предусматривать и оценку эффективности работы системы здравоохранения в стране. Оценка эффективности оказания помощи больным сахарным диабетом должна предусматривать отдельное финансирование 4-кратного определения гликированного гемоглобина в течение года у всех пациентов в национальном регистре.

3.4. Передача государственного регистра в Минздрав России позволит:

■ прописать в государственном бюджете отдельной строкой расходы на сахарный диабет, финансируемые государством, и контролировать эти расходы и их эффективность;

■ в корне изменить принципы закупок лекарственных препаратов для больных сахарным диабетом - не на основе тендеров, а на основании данных регистра, что позволит полностью исключить чехарду с постоянной заменой препаратов пациентам с сахарным диабетом.

4. Функции Регистра больных сахарным диабетом могут быть реализованы в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) с разработкой и внедрением дополнительных опций и разделов для сбора всей необходимой информации по сахарному диабету в нашей стране.

5. Реорганизовать либо оптимизировать работу Регистра врачей-специалистов эндокринологов и диабетологов, что позволит планировать подготовку и аттестацию (аккредитацию) с привязкой к регионам.

6. Разработать положение и устав Ассоциации кафедр, занимающихся подготовкой и аттестацией кадров для работы в эндокринологии и диабетологии. Речь идет о непрерывном последипломном профессиональном образовании, которое предусматривает разработку учебных программ и системы полноценного тестирования. Пример - система тестового контроля, разработанная кафедрой эндокринологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России для аттестации врачей по проекту "Московский врач".

7. Не вызывает сомнения необходимость создания системы "Образовательный континуум дои последипломной подготовки врачей эндокринологов и диабетологов" с акцентом и на количество часов, и на содержание. В настоящее время это две половины, но не одной медали!

8. Разработать принципы функционирования и создать Национальное телемедицинское агентство, которое будет заниматься интерпретацией данных, полученных, например, в результате непрерывного мониторирования глюкозы в сочетании с данными электрокардиографии и артериального давления у больных сахарным диабетом.

9. На законодательном уровне разработать и закрепить концепцию и программы всестороннего внедрения принципа терапевтического обучения. Этот термин был принят ВОЗ в 1996 г. применительно к хроническим неизлечимым неинфекционным заболеваниям.

10. В связи с появившимися результатами научных исследований, свидетельствующими о возможностях новых лекарственных препаратов в плане кардио- и нефропротекции наряду со снижением риска госпитализаций по поводу сердечной недостаточности, уменьшением смертности и увеличением продолжительности жизни, следует пересмотреть список лекарственных препаратов, отдавая приоритет тем из них, которые сохраняют жизнь пациента и ее качество.

11. Разработать и внедрить Электронный паспорт здоровья пациента с сахарным диабетом как вариант Национального паспорта здоровья. Аналоги такого подхода реализуются в Скандинавских странах.

12. Разработать и внедрить учебные программы "Неотложная диабетология" и "Неотложная эндокринология". Кафедра эндокринологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России в течение уже 2 лет совместно с Городской клинической больницей им. С.П. Боткина ведет такое обучение для врачей скорой помощи г. Москвы.

13. Предусмотреть единый источник финансирования и единые программы поддержки инвалидов с диагностированным сахарным диабетом на федеральном и региональном уровнях.

14. Разработать организацию и финансирование системы обучения и поддержки пациентов, находящихся на помповой инсулинотерапии, на уровне амбулаторно-поликлинического звена.

15. Разработать и внедрить комплексную программу "Борьба с ожирением".

16. Разработать комплексную научную программу по проблеме сахарного диабета, предусмотрев участие и финансирование работ ведущих ученых нашей страны. Программа должна быть оформлена и иметь статус национального проекта "Национальные приоритеты здравоохранения Российской Федерации".

Уважаемые коллеги, просим вас присылать на адрес редакции ваши предложения, чтобы мы могли сформулировать полноценную национальную программу "Сахарный диабет". Вместе мы сильнее!



Главный редактор Аметов Александр Сергеевич - заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, заведующий сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема"