Научно-образовательная деятельность кафедр и сетей ЮНЕСКО в реализации программы ЮНИТВИН

Ценность образования резко возрастает в современном мироустройстве, которое сегодня преимущественно рассматривается как общество постиндустриальное или информационное, т.е. предположительно базирующееся не столько на силе и богатстве, сколько на информации и знаниях. Высшее образование становится из ранее редкого и малодоступного практически всеобщим в развитых странах. Теперь без хорошего образования невозможно получить достойную работу и обеспечить себе приличный уровень жизни. Более того, однажды полученного даже качественного базового образования уже на всю жизнь не хватит - надо продолжать учиться, все время пополняя свой багаж знаний.

Стала реальностью концепция ЮНЕСКО о непрерывном образовании на протяжении всей жизни. Несколько лет назад в ее линейке по инициативе российской стороны была закрыта последняя ниша - образование в возрастном сегменте от 0 до 6 лет. На Всемирной конференции ЮНЕСКО в Москве в сентябре 2010 г. был утвержден план действий по развитию дошкольного воспитания и образования детей самого младшего возраста [1, 2]. Теперь человек становится объектом концепции с момента рождения и остается им в течение всей своей жизни.

Еще большее значение приобретает дополнительное образование, особенно дополнительное высшее, т.е. такое, которое не содержится в базовых учебных курсах, но может существенно дополнить формирование учащегося и снабдить его знаниями, способными поднять статус и номинал как будущего специалиста, а значит, создать преимущества для его продвижения на жизненном пути.

Американский социолог Э. Тоффлер, один из теоретиков информационного общества, видит его социальную основу в широком слое людей, причастных к созданию, сбору, распространению и переработке информации. Он называет этот слой когнитариатом (от лат. cognitio - познание), считая, что "знание является наиболее эффективным источником и инструментом власти". "Как богатства, так и средства физического насилия опираются на знания", - утверждает он [3, 4].

Задача формирования определенного потенциала знаний как основного ресурса человека нового времени определяет сущность современных политических технологий, которые могут работать как на благо общества, так и на его разрушение.

Многие исследователи предлагают сгруппировать политические технологии в 3 категории:

■ приемы, вносящие изменения во взаимодействие участников в обществе или на мировой арене путем смены правил игры, нормотворчества и др.;

■ методы, обеспечивающие поступление в сознание участников новых знаний, представлений, ценностей и формирование на этой основе новых установок и убеждений;

■ способы, позволяющие манипулировать поведением людей

В этом случае использование кафедры ЮНЕСКО в качестве инструмента для формирования когнитариата в духе научно-образовательных принципов, моральных ценностей и приоритетов деятельности ЮНЕСКО - своего рода совести и хранителя культурного наследия человечества - очевидным образом попадает во вторую категорию.

История института кафедр ЮНЕСКО берет свое начало в 1991 г., когда Генеральная конференция ЮНЕСКО на своей 26-й сессии высказалась за развитие межуниверситетского сотрудничества по основным направлениям деятельности организации и уже в следующем, 1992 г. учредила в этих целях программу ЮНИТВИН (UNITWIN - University Education Twinning and Networking Scheme). В переводе на русский язык - это "схема сети дополнительного университетского образования" (дословно - университетского образования-близнеца) [5]. Речь шла о создании во всем мире системы дополнительного университетского образования посредством учреждения в рамках этой глобальной инновационной программы совершенно нового научно-образовательного института в виде кафедр и сетей ЮНЕСКО. Программа была призвана стать действенным инструментом повышения потенциала общества путем продвижения, обмена, более эффективного использования и расширения познаний и научно-образовательного опыта современного мира, выступив в качестве нового элемента глобальной стратегии развития.

Программа предоставила университетскому сообществу возможность объединить усилий с ЮНЕСКО для достижения целей глобальной повестки дня. Основными участниками программы становились университеты и другие высшие учебные заведения, организации и структуры сектора университетского образования.

Программа ЮНИТВИН включает подготовку, проведение исследований и обмен преподавателями, а также служит платформой для обмена информацией во всех основных областях, входящих в компетенцию ЮНЕСКО. Она направлена на развитие межуниверситетского сотрудничества и расширение участия в нем высших учебных заведений развивающихся стран и стран переходного периода.

Актуальность и эффективность на национальном, региональном и глобальном уровнях относятся к основным целям программы. Достаточно быстро проекты ЮНИТВИН в государствах - членах ЮНЕСКО подтвердили свою значимость в отношении создания инновационных учебных программ и формирования новых идей на основе проведения исследований и аналитической работы. Программа ЮНИТВИН способствовала совершенствованию существующих университетских программ путем включения в них контента, учитывающего последние достижения, придания им большего культурного разнообразия и использования современных образовательных технологий.

Руководящие принципы и процедуры ЮНЕСКО по присоединению к программе ЮНИТВИН были приняты в 1992 г. и дополнены в последующие годы. В них изложены основные правила, при соблюдении которых возможно участие в программе, и достигаются желаемые результаты [6].

Уже существующие кафедры ЮНЕСКО могут создавать свои отделения и филиалы на других факультетах и в других университетах, составляя, таким образом, сеть ЮНЕСКО по проблематике кафедры [7].

Качество имеет первостепенную важность для программы ЮНИТВИН. Цель кафедр и сетей ЮНЕСКО - стать центрами передового опыта, а для этого необходимо:

■ быть на острие знаний, демонстрировать высокий уровень ноу-хау в своей области;

■ проводить научные исследования, стимулирующие сотрудничество науки с промышленностью и сферой услуг;

■ осваивать новые технологии с тем, чтобы обеспечить высокий уровень научно-образовательной работы в своей сфере;

■ системно использовать государственные и частные ресурсы, добиваясь их рационального применения;

■ поддерживать тесное взаимодействие с бизнесом, внедряя результаты исследований в деловую практику;

■ делать акцент на инновациях, создавая задел на будущее;

■ активно разрабатывать и внедрять новые образовательные технологии, например создавая передовые программные средства;

■ служить центром обмена знаниями и опытом;

■ играть значимую роль в своей сфере на национальном и региональном уровнях;

■ вместе со своим активом из числа студентов, преподавателей, научных работников и заинтересованной школьной молодежи демонстрировать научно-исследовательскую деятельность мирового уровня, самостоятельно аккумулировать и задействовать ресурсы, позволяющие полноценно и независимо претендовать на участие в международных проектах;

■ иметь необходимую для исследовательской и образовательной работы инфраструктуру, библиотеку, информационный фонд и отвечающий современным требованиям сайт в сети Интернете.

Кафедры ЮНЕСКО начали активно играть свою роль в процессе развития международного образования, которое становится все более важной составной частью глобализации. По существу, это процесс двусторонней направленности, поскольку он является как источником поступления зарубежного опыта, так и возможностью участвовать в международных программах и проектах, интернациональном взаимодействии в сфере образования в целом.

Сравнительно недавно вошедший в широкое употребление термин "глобализация" сегодня стал одним из наиболее часто применяемых в описаниях социально-политических процессов современного мира, а сама концепция глобализации получила широкое распространение. В ходе ее развития сложились понятия глобальной экономики, глобальной экологии и вместе с ними - далеко не в последнюю очередь - глобального образования.

И если на пороге нового века вслед за академиком Н.Н. Моисеевым многие исследователи обозначали проблему взаимоотношений человека и биосферы в качестве главной проблемы современности [8], то несколько позже пришло понимание ключевой роли образовательно-мыслительного процесса для будущих судеб и самого существования человечества вообще.

Становилось все более очевидно, что противоречие между глобальными, взаимозависимыми проблемами планетарного масштаба и существующим весьма фрагментарным способом получения знаний - это и есть главный вызов современным знаниям, образованию и мысли, которые должны, обобщая глобальное и локальное, общее и частное, постоянно накладывать одно на другое и устанавливать связь общего с его частями. Известный социолог, президент Ассоциации комплексного мышления и Европейского агентства культуры ЮНЕСКО Эдгар Морен указывал на важность постоянного взаимодействия локального и глобального в процессе познания. Многие исследователи, в частности президент Лиссабонского католического университета и член Международной комиссии по образованию в XXI в. (комиссия Делора) Роберто Карнейро, обращали внимание на значение связи глобализации и местных корней для устойчивого развития [9].

Несмотря на определенные различия в подходах, все же имеется достаточно широкое единство взглядов различных исследователей на то, что глобальное образование является важной приоритетной целью в контексте глобальной проблематики и целей устойчивого развития и что его содержание в основных чертах охватывает следующие направления:

■ изучение систем (экономических, политических, экологических, технологических, управленческих и др.);

■ изучение гуманитарных ценностей (общих и отдельных);

■ изучение универсальных проблем (война и мир, окружающая среда, права человека и др.);

■ изучение глобальной истории (формирование и развитие глобальной системы и ее составных частей).

При этом понятие глобального образования используется на разных уровнях:

на глобальном уровне - путем взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем государств, сотрудничества международных организаций, структур и научно-исследовательских центров;

на национальном уровне - посредством организации процесса образования в соответствии с современными международными образовательными стандартами, лучшим опытом и практикой;

на уровне конкретных образовательных структур (университетов, институтов, центров, училищ, лицеев, школ, отдельных факультетов, классов и т.д.) - посредством включения и развития в их образовательных программах содержания, формирующего глобальное мышление и сознание.

В сегодняшнем все более тесном и взаимосвязанном мире особое значение приобретает образование по глобальным проблемам не только и не столько как учебный процесс, сколько как продвижение в массовое сознание понимания важности и необходимости осмысления охвативших мир глобальных процессов и поиска решений для глобальных вызовов современности - решений тем более безотлагательных, чем серьезнее и опаснее для дальнейшего существования человечества предстают ситуации в различных сферах глобальной проблематики.

Исходя из своего мандата, который формулируется как "содействие укреплению мира и безопасности путем расширения международного сотрудничества в области образования, науки, культуры, коммуникации и информации", ЮНЕСКО считает образование по глобальным проблемам, особенно по проблемам, имеющим жизненно важное значение для человечества, действенным средством формирования ментальности и условий для устойчивого развития.

В этой связи в ЮНЕСКО с интересом и одобрением было встречено создание в 2005 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова факультета глобальных процессов как уникальной отечественной структуры образования по глобальной проблематике. Одним из основных направлений деятельности нового факультета стало международное научно-образовательное взаимодействие в глобальных исследованиях.

Создание в 2010 г. на факультете глобальных процессов МГУ кафедры ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем отразило важность расширения образования по жизненно значимым проблемам человечества в целях устойчивого развития, в том числе применительно к крупным городам, играющим все более важную роль на мировой арене. Начала действовать первая в мире кафедра ЮНЕСКО, обращенная к теме возникающих глобальных социальных и этических вызовов и к специфическим проблемам современных мегаполисов. Главными областями проекта стали исследование глобальных проблем и процессов, их осознание и преподавание как научной дисциплины в интересах национального, регионального и международного мирного устойчивого развития на идеалах и принципах ООН и ЮНЕСКО, а также международный обмен знаниями и опытом, дальнейшая разработка проблематики в этой сфере.

Прежде всего речь шла о том, чтобы открыть возможность дополнительного университетского образования в сфере изучения, разработки и преподавания глобальной проблематики с привлечением в этих целях потенциала международного сотрудничества и деятельности ЮНЕСКО.

Кафедра формировалась как инструмент дополнительного высшего образования и научных исследований в области глобальных вызовов и процессов, а также как центр переподготовки по социальной и этической проблематике.

В сферу деятельности кафедры вошло:

■ развитие информации и образования по глобальным проблемам и процессам в плане концепции ЮНЕСКО о создании потенциала для всеобщего доступа к информации и знаниям;

■ рассмотрение жизненно важных проблем человечества на основе современных представлений ЮНЕСКО и мирового интеллектуального сообщества о задачах выживания и длительного развития человека перед лицом новых угроз и вызовов меняющегося мира, экологии разума и этики будущего;

■ создание информационных материалов, методических и учебных пособий, научных трудов по глобальным проблемам и их отражению в деятельности ЮНЕСКО.

С учетом большого интереса студенческого и научного сообщества России и других стран к глобальной проблематике кафедра ЮНЕСКО в своем развитии формировалась как национальный, региональный и международный образовательный и научно-исследовательский центр по глобальным проблемам и поиску их решения в интересах достижения устойчивого развития, безопасного и стабильного мироустройства.

Было необходимо обеспечить качественный образовательный и научно-исследовательский процесс на кафедре и ее сотрудничество с заинтересованными партнерами в России и в других странах во взаимодействии с ЮНЕСКО.

Главной задачей на перспективу становилось утверждение и развитие кафедры ЮНЕСКО как признанного международного образовательного и научно-исследовательского центра по глобальной проблематике. Были определены и начали осуществляться основные виды деятельности по проекту:

■ реализация учебных программ для студентов, аспирантов и заинтересованной школьной молодежи;

■ подготовка и переподготовка преподавателей, проведение специальных курсов;

■ научно-исследовательская работа;

■ приглашение профессоров, преподавателей и специалистов по линии ЮНЕСКО, а также из других высших учебных заведений России и зарубежных стран для участия в научно-преподавательском процессе на кафедре;

■ поддержка наиболее способных студентов и аспирантов;

■ развитие кафедры посредством расширения ее научно-исследовательских, информационных и коммуникационных возможностей, совершенствования учебного процесса и его условий, проведения занятий и исследований ситуационного характера за пределами университета, организации межуниверситетских обменов и курсов.

Работа кафедры была направлена на решение следующих приоритетных задач:

■ предоставление дополнительного университетского образования и развитие научно-исследовательской работы по глобальной проблематике;

■ продвижение глобальной проблематики в России и в других странах и содействие ее изучению, осмыслению и дальнейшей разработке;

■ формирование на базе кафедры международной образовательной и научно-исследовательской сети по глобальной проблематике;

■ достижение новых научных результатов в разработке глобальной проблематики;

■ подготовка научно-преподавательских кадров, трудов и исследований по глобальной проблематике.

Целевой аудиторией проекта стали студенты, аспиранты, преподаватели, исследователи и эксперты по глобальной проблематике, заинтересованные представители школьной молодежи.

Значимым событием для развития кафедры стало ее включение в структуру университета. В соответствии с решением Ученого совета университета от 16 апреля 2012 г. кафедра ЮНЕСКО была утверждена в качестве полноценной кафедры факультета глобальных процессов.

Кафедра активно включилась в проведение международных научных конгрессов "Глобалистика" в 2011, 2013, 2015 и 2017 гг., научных конференций, круглых столов, международных проектов и других мероприятий. Были реализованы крупные научно-исследовательские проекты "Город в контексте глобальных проблем", "Глобальные системы городов", "Город в глобализирующемся мире", "Международные отношения в контексте глобальных процессов" с изданием монографий на русском и английском языках.

По инициативе кафедры ЮНЕСКО в 2013 г. в Постоянном представительстве Российской Федерации при ЮНЕСКО в Париже был проведен круглый стол "Кафедры ЮНЕСКО: 20 лет опыта работы и перспективы дальнейшего развития", организованный в сотрудничестве с секторами образования, социальных и гуманитарных наук, естественных наук, коммуникации и информации Секретариата ЮНЕСКО.

В качестве важного элемента дальнейшего развития кафедральной программы было отмечено, что, следуя рекомендациям ЮНЕСКО, активно работающие кафедры стали образовывать сети на своей базе посредством создания филиалов - сетевых секций по различным аспектам проблематики, которой они занимаются. Это позволяет формировать тематические сети национального, регионального и международного формата, не прибегая к созданию новых кафедр там, где их функции могут выполнить сетевые секции - филиалы действующих кафедр.

Было подписано соглашение о сотрудничестве между Постоянным представительством Российской Федерации при ЮНЕСКО и кафедрой ЮНЕСКО, которое было расценено как новый позитивный опыт, достойный распространения в отношениях между кафедрами и национальными представительствами.

В 2014 г. кафедра включилась в разработку проекта глобального менеджмента науки. Кафедра приняла участие в проведении официального визита генерального директора ЮНЕСКО в Российскую Федерацию. 24 апреля 2014 г. состоялась встреча и беседа генерального директора ЮНЕСКО с президентом РАН академиком В.Е. Фортовым. В беседе стороны выразили взаимное удовлетворение высоким уровнем сотрудничества в области науки между ЮНЕСКО и Российской Федерацией и отдельно остановились на вопросах его дальнейшего развития, в частности на идее формирования международного проекта по менеджменту науки под эгидой ЮНЕСКО.

Было отмечено, что идея проекта обретает особое значение применительно к современным императивам российской науки и с учетом приоритетности для ЮНЕСКО темы управления наукой, технологиями и инновациями как ключевой в контексте глобального развития.

Стороны обсудили возможности продолжения проекта исходя из того, что комплекс науки, инженерии, технологий и инноваций во всевозрастающей степени определяет возможности социально-экономического роста, качества жизни и устойчивого развития, а разработка глобального дизайна управления наукой является одним из приоритетов деятельности ЮНЕСКО.

В связи с особым статусом флагмана национального высшего образования, предоставленным МГУ им. М.В. Ломоносова Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете", кафедра ЮНЕСКО обрела важные дополнительные возможности для своего научного и организационного развития в качестве методологического центра в области своей компетенции. На кафедре разрабатываются инновационные курсы в рамках темы возникающих глобальных социальных и этических вызовов для больших городов и их населения.

В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО начала создаваться сеть кафедры ЮНЕСКО по различным аспектам глобальной проблематики.

В ряду проектов международного сотрудничества кафедра развивала связи с Лондонской академией дипломатии, при которой была организована сетевая секция кафедры, с итальянскими университетами Рима, Болоньи, Урбино, университетом Сан-Марино. В 2016-2019 гг. были открыты новые сетевые секции - филиалы кафедры в Индии в Пенджабском университете и в университете Мандсаура в Гонконге, в Италии - в университете Урбино, в России - в университетах Белгорода, Ростова-на-Дону и др.

Продолжали активно работать созданные в числе первых сетевые секции кафедры в Санкт-Петербурге и Саратове. Сеть кафедры включает секцию при Российской академии образования и развернутое вместе с ней партнерство по экологическому образованию для устойчивого развития в научно-образовательных центрах Томска, Ижевска, Екатеринбурга и других городов, которое охватывает более 150 тыс. преподавателей разного уровня. Секции кафедры действуют в университетах Тбилиси (Грузия) и Харькова (Украина).

Создание кафедры ЮНЕСКО на факультете глобальных процессов МГУ открыло новые горизонты для научных исследований в области возникающих глобальных социальных и этических проблем и их преподавания. За время существования программы ЮНИТВИН кафедры и сети ЮНЕСКО стали поистине глобальным инструментом познания и поиска ответов на вызовы современного мира - инструментом "мягкой силы" в позитивном преобразовании мирового устройства на идеалах и принципах ООН и ЮНЕСКО в интересах мирного устойчивого развития без военных конфликтов и социально-экономических потрясений.

Участники церемонии подписания соглашения о создании сетевой секции кафедры в ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

Слева направо: ректор ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, член-корреспондент РАН, д. м. н., профессор Д.А. Сычев; заведующий кафедрой клинической фармакологии ЯГМУ, руководитель сетевой кафедры ЮНЕСКО "Этика клинической фармакологии и применения лекарств", заместитель председателя Совета по этике Минздрава России, член-корреспондент РАН, д. м. н., профессор А.Л. Хохлов; президент ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, академик РАН, д. м. н., профессор Л.К. Мошетова; заведующий кафедрой эндокринологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, руководитель сетевой кафедры ЮНЕСКО "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема", д. м. н., профессор А.С. Аметов; ректор ЯГМУ, д. м. н., профессор А.В. Павлов; декан факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, д.полит.н., профессор И.В. Ильин; проректор по лечебной работе и международному сотрудничеству ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, академик РАН, д. м. н., профессор И.В. Поддубная; заведующий кафедрой ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем ФГП МГУ им. М.В. Ломоносова, д.полит.н., профессор Ю.Н. Саямов; доцент кафедры эндокринологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, к. м. н. О.П. Пьяных; председатель Российского национального комитета по биоэтике, этике науки и искусственного интеллекта при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, академик РАН, д. м. н., профессор А.Г. Чучалин; заведующий кафедрой "Геоэкология и инженерная геология", руководитель сетевой кафедрой ЮНЕСКО в СГТУ им. Ю.А. Гагарина, к. г.- м. н., доцент А.В. Иванов.

Кафедра ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ активно включилась в программу ЮНЕСКО по биоэтике, этике науки и искусственного интеллекта.

Биоэтика - сфера междисциплинарных исследований, касающаяся нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии, сформировавшаяся в середине XX в. на стыке философских дисциплин (прежде всего этики), юриспруденции и естественных наук. Принципиально новая парадигма изучения человеком окружающего мира, сохранения его в условиях научно-технического прогресса, в том числе сбережения здоровья человека.

Современная биоэтика - активно развивающаяся научная отрасль - имеет множество направлений: биоэтика окружающей среды или экологическая биоэтика, медицинская биоэтика, клиническая биоэтика [10]. В 2019 г. была проведена школа ЮНЕСКО по биоэтике, этике науки и этике искусственного интеллекта. С участием кафедры был реорганизован Российский национальный комитет при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО по программам ЮНЕСКО в сфере биоэтики, этики науки и этики искусственного интеллекта. Председатель Российского национального комитета по биоэтике академик РАН А.Г. Чучалин был избран вице-президентом Межправительственного совета ЮНЕСКО по данной программе. Начал реализовываться крупный национальный проект создания Библиотеки биоэтики, который явится российским вкладом в деятельность ЮНЕСКО на этом направлении. Выпущенные 3 тома библиотеки "Медицина и философия", "Врач Евгений Боткин" и "Биоэтика: документы и размышления" получили широкое признание в России и за рубежом.

Огромную значимость приобретает развитие научно-образовательной деятельности кафедр и сетей ЮНЕСКО в реализации программы ЮНИТВИН по такой глобальной проблеме, как биоэтика сахарного диабета. Сахарный диабет представляет собой значимую проблему общественного здравоохранения, являясь одним из четырех приоритетных неинфекционных заболеваний, в отношении которых запланировано принятие мер на уровне мировых лидеров. В настоящее время сформирована политическая основа для принятия согласованных действий по борьбе с диабетом, которая закреплена в Политической декларации ООН и Глобальном плане действий ВОЗ по неинфекционным заболеваниям [11].

В день основания Московского университета, 25 января 2020 г., состоялась торжественная церемония подписания соглашения о создании в ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России сетевой кафедры ЮНЕСКО как секции кафедры ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема". Руководителем сетевой кафедры ЮНЕСКО назначен профессор А.С. Аметов.

Соглашение было подписано руководителем сетевой кафедры А.С. Аметовым и руководителем базовой кафедры Ю.Н. Саямовым, утверждено ректором ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России Д.А. Сычевым и деканом ФГП МГУ И.В. Ильиным и согласовано с председателем Российского национального комитета по биоэтике, этике науки и искусственного интеллекта при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО А.Г. Чучалиным.

Перед сетевой кафедрой ЮНЕСКО по теме "Биоэтика сахарного диабета как глобальная проблема" поставлены конкретные задачи.

■ Включение научного и образовательного потенциала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и его филиалов - Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, Казанской государственной медицинской академии, Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей, Пензенского института усовершенствования врачей в работу кафедральной сети ЮНЕСКО по изучению и исследованиям глобальных проблем и возникающих социальных и этических вызовов.

■ Формирование и развитие банков данных и проектов мониторинга, связанных с областью биоэтики сахарного диабета как глобальной проблемы, в соответствии с приоритетами ЮНЕСКО.

■ Проведение исследований и создание основных направлений и образовательных материалов по социальным, социально-демографическим, социально-экономическим и этическим вызовам в контексте биоэтики сахарного диабета как глобальной проблемы.

■ Подготовка экспертов и агрегированных экспертных заключений по перспективам развития в областях, относящихся к глобальным проблемам и возникающим социальным и этическим вызовам, в разных регионах и больших городах с тем, чтобы разрабатывать и предлагать рекомендации органам власти и социальным организациям в целях улучшения положения и преодоления негативных последствий социальных процессов.

■ Продвижение программ междисциплинарного образования в области биоэтики сахарного диабета как глобальной проблемы на основе перспективных глобальных исследований и прогнозов процессов, оказывающих влияние на социальное развитие и этику общества.

■ Создание и использование национальных, региональных и международных инструментов, таких как вебпорталы и сайты, формы дистанционного образования, средства информации и коммуникации, ассоциации экспертов, конференции и публикации в журналах "Эндокринология: новости, мнения, обучение", "Диабет. Образ жизни" для распространения результатов исследований и обмена ими в областях, относящихся к глобальным проблемам и возникающим социальным и этическим вызовам.

Разделяя цели и задачи ЮНЕСКО, а также принципы программы ЮНИТВИН о дополнительном сетевом высшем образовании, сетевая кафедра ЮНЕСКО в ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России будет способствовать продвижению интегрированной международной сетевой системы научных исследований, обучения, обмена знаниями, опытом, информацией и документацией в областях, связанных с изучением и исследованиями глобальных проблем и возникающих социальных и этических вызовов, в особенности относящихся к биоэтике сахарного диабета как глобальной проблеме. Кафедра будет содействовать научному и образовательному сотрудничеству между университетами и другими учреждениями высшего образования, дополнительного профессионального образования и научными учреждениями, а также между студентами, интернами, ординаторами, аспирантами, курсантами, преподавателями и учеными в глобальном масштабе.

Литература

1. unesco.org>new/ru/world-conference

2. moscow.ru>government/lifein-moscow/unesco

3. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 1990.

4. naomijer.lifejournal.com>6935.html

5. unesco.org>en/unitwin/university twinning and networking

6. Документ ЮНЕСКО ED/HED/UNITWIN/2006/PI/1 rev. UNESCO, 2006.

7. Программа ЮНИТВИН ЮНЕСКО. Документы ЮНЕСКО. Париж, 2007.

8. Моисеев Н.Н. Человечество на пороге XXI века // Независимая газ. 23.08.2000.

9. Ключи от XXI века : сб. ст. Бюро ЮНЕСКО в Москве. М. : 2004. С. 158-169.

10. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. С. 14-16.

11. Глобальный доклад по диабету. Всемирная организация здравоохранения, 2016.